В Болгарскую Православную Старостильную Церковь (БПСЦ) входят клирики, монашествующие и миряне, которые по своим силам стремятся быть верными чадами единой святой соборной и апостольской Церкви, правильно и спасительно исповедуя святую православную веру - согласно словам св. Максима Исповедника. Они решительно отвергают попытки нового прочтения и восприятия Православного Предания в духе так называемого экуменизма, который ряд духоносных православных иерархов и богословов ХХ века характеризовал как экклезиологическую ересь и даже как всеересь или сверхъересь. Как богословское видение и религиозная практика экуменизм проник в жизнь поместных православных церквей еще в период между двумя мировыми войнами, но особенно активным он стал в 60-е годы ХХ века. Именно в экуменизме коренится церковно-календарная реформа, проведенная в диоцезе Болгарского Патриархата в 1968 году, реформа, которая с 20-х годов прошлого века разорвала литургическое единство между поместными церквами, став в нашей стране орудием в руках тоталитарного государства, наносящим удар по связи праздничных обычаев и традиций нашего народа с церковным богослужением.
* * *
Очень скоро после утверждения своей политической власти в Болгарии коммунистический режим полностью подчинил себе и иерархию Болгарской православной церкви (БПЦ). По испытанному советской властью на практике методу, режим в Софии не стремился уничтожить Церковь физически, а стал проводить работу по ее маргинализации, по ее нравственному обесцениванию, по превращению ее в послушное средство достижения ее главным образом внешнеполитических целей. В первые десятилетия «холодной войны», вплоть до начала 1960-х гг. ХХ в., по причине противостояния, возникшего между Восточным блоком и Западным миром, православные церкви социалистических стран, сгруппировавшиеся вокруг Московского Патриархата, противопоставлялись, с одной стороны, Константинопольскому патриархату и грекоязычным автокефальным церквам, которые трактуются как часть политического Запада, а с другой - западно-христианским конфессиям - католицизму и протестантизму (в то время значительное число протестантских деноминаций уже объединились во Всемирный Совет Церквей). В то же время в социалистическом лагере разворачивается интенсивная атеистическая пропаганда, попираются религиозные права граждан. Параллельно предпринимаются попытки использовать традиционалистические взгляды архиереев, духовенства и мирян поместных православных церквей во внешнеполитических целях СССР и его сателлитов по Восточному блоку. К концу 1950-х годов ХХ в. советская внешняя политика переходит от тотальной оппозиции Западу к попыткам завоевать приверженцев в различных международных организациях и, таким образом, усилить свое влияние на международной политической арене. В соответствии с новой государственной политикой меняется и курс церковной политики. Поместным православным церквям в странах социалистического лагеря навязывается новый курс на установление контактов с инославными на Западе в рамках экуменического движения - курс, который оказывается созвучным стремлению к модернизации и либерализации среди значительной части иерархии и богословских кадров этих церквей. Во исполнение этой новой внешнеполитической стратегии в 1961 году Московский Патриархат, а вслед за ним и другие поместные православные церкви из стран Восточного блока, стали кандидатами и были приняты в члены Всемирного Совета Церквей.
* * *
18 июля 1968 года Синод Болгарского Патриархата опубликовал «Послание к священнослужителям и всем чадам Болгарской Православной Церкви», в котором объявил о предстоящей реформе церковного календаря. В нем недвусмысленно говорится, что эта реформа «соответствует экуменическим устремлениям Святой Церкви». Началом смены календаря было установлено 20 декабря (7 декабря ст.ст.) 1968 г.
Реформа не была принята архимандритами Серафимом (Алексиевым), Сергием (Язаджиевым), Пантелеимоном (Старицким), иеромонахом Серафимом (Дмитриевским), игуменьей Серафимой (Ливен) и всем сестричеством монастыря Покрова Пресвятой Богородицы в Софии, квартал Княжево. В письме к Болгарскому Патриарху Кириллу они заявили, что не могут по совести принять реформу, так как она противоречит богослужебному Уставу, литургической и канонической традиции Православной Церкви. Все они - и болгары, и русские - духовные чада преподобного Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца, который до своей блаженной кончины в 1950 году руководил церковными общинами в Болгарии, образованными русской эмиграцией после большевистского переворота в России. В июне 1969 года Патриарх Кирилл налагает запрет на священнослужителей, несогласных с церковно-календарной реформой. Архимандрит Серафим (Алексиев) досрочно выходит на пенсию с должности доцента Духовной академии, а архимандрита Сергия (Язаджиева) отчисляют из нее по «непригодности». Патриарх лично и многократно оказывает давление на духовенство с тем, чтобы оно сдавало свои посты, а также планирует уничтожить «раскольническое гнездо» в лице Княжеского монастыря, вокруг которого группируются правоверные христиане, желающие исповедовать свою православную веру во всей ее полноте и чистота. Эти христиане получили прозвище «старостильники», которым их называют и по сей день. Патриарх Кирилл готовит закрытие монастыря и переселение всех княжеских монахинь, по две-три сразу, в разные монастыри Болгарии. Другим вариантом плана выселения монахинь - всех тех, кто окончательно откажется подчиниться, - является их отправка в труднодоступный заброшенный монастырь без элементарных бытовых условий. Со стороны церковных властей последовательно принимались репрессивные меры против сестер Княжеского монастыря и сочувствующих их церковной позиции христиан. Был отнят и главный монастырский храм Св. апостола и евангелиста Луки; сестры лишены своего основного занятия, доставляющего им пропитание – писания икон для нужд Синода; у них отнято право на получение даже церковных свечей — еще одного источника дохода; сестры, производившие церковную утварь (домашние иконки, саваны, декоративные свечи и т. д.), были уволены из "Церковных монополий"; Глава этого отдела Софийской митрополии Злати Златев также был уволен из-за выраженного им несогласия с церковно-календарной реформой. Находящиеся под запретом служения клирики в духе христианского смирения подчиняются возложенному на них наказанию, хотя по совести не чувствуют себя связанными им, так как оно само находится в противоречии канонам Православной Церкви. Между тем о репрессивном отношении к несогласным с календарной реформой — группе духовенства и сестрам Княжеского монастыря — стало известно за пределами страны. До руководителей Комитета по делам БПЦ и других религиозных вероисповеданий дошла весть о том, что русско-эмигрантский благотворительный фонд «Толстой» в США выразил готовность приютить княжеских монахинь и взять на себя их содержание. Властям становится ясно, что проблема Княжевской обители может привлечь внимание общественных кругов западного мира. В то же время монахини обращаются с письмом патриарху Кириллу, в котором просят разрешения возобновить богослужения в монастыре. В противном случае они выражают готовность искать другую церковную юрисдикцию, где они могли бы свободно исповедовать православную веру во всей ее полноте и чистоте. Из-за опасности, что этот общественный вопрос будет поднят на международном уровне, патриарх Кирилл был вынужден уступить – неофициально, при посредничестве Комитета по вопросам БПЦ, он разрешает запрещенному духовенству служить в монастыре "при закрытых дверях". Таким образом, с 23 сентября (н.ст.) 1970 г. службы в Княжеском монастыре были возобновлены, хотя и в катакомбных условиях.
На практике, однако, монастырь остается вне административного подчинения Болгарскму Патриархату, в том же положении, в котором он оказался уже в декабре 1968 года, но не по какому-либо самостоятельному решению, а согласно позиции самого Патриарха Кирилла. На смиренную письменную просьбу игумении Серафимы и монастырского сестричества еще 2 декабря (н.ст.) 1968 года о разрешении продолжать богослужебную жизнь по церковному календарю (т.н. «старому стилю») был получен отказ в письме из Софийской митрополии от 12 декабря (н.ст.) 1968 г., в котором цитировалась резолюция Патриарха Кирилла: «Это означало бы отпадение от Болгарской Православной Церкви».
Годовой бюджет монастыря на 1969 год, представленный в Софийскую митрополию для обычного ежегодного утверждения, был возвращен монастырю с приложенным письмом № 364 от 1 февраля того же года. Его содержание таково: «Бывшей игумении бывшего монастыря в Княжево. Приложенный бюджет Вам возвращен, так как в ведомстве Св. Софийской митрополии такого монастыря не существует».
В письме № 1400 от 17 февраля 1969 г., присланном обители св. Синодом Болгарского Патриархата, говорится: «Бывшему девичьему монастырю Покрова Пресвятой Богородицы, квартал Княжево, София. По решению св. Синода от 4.II.1969 г., прот. № 3, уведомляем вас, что, поскольку вы отпали от ведомства Болгарской Православной Церкви, вы не можете получать свечи для церковного употребления по установленным ценам для ставропигиальных и епархиальных монастырей...»
Несмотря на репрессивное отношение, сестры из Княжеского монастыря вместе с небольшой группой сочувствующих мирян не прекращают церковного общения с иерархией Болгарской Патриархии, что выражается в упоминании Болгарского Патриарха и Софийского митрополита в соответствующем месте церковных служб.
Но в связи с очередным толчком в развитии экуменического движения как теории и практики в 1970-х и начале 1980-х годов прошлого века, а также благодаря все более глубокой приверженности ему Болгарского Патриархата, упомянутые клирики (без архим. Пантелеимона, преставившегося ко Господу 18 января н.ст. 1980 г.) вместе с руководством Княжеского монастыря принимают решение о невозможности продолжения их церковного общения с епископатом Патриархии, так как это недопустимым образом отягощает их совесть: молитвенное упоминание архиерея на каждом богослужении есть выражение полного согласия с ним в вопросах веры.
17 мая 1983 г. было приостановлено упоминание Болгарского Патриарха и Митрополита Софийского Максима, а вместе с тем и полностью прервано церковное общение с иерархией Болгарского Патриархата.
Таким образом, возникает необходимость искать выход из этого исключительно сложного положения небольшой группы православных христиан, оставшихся без архипастырского попечения.
В условиях тоталитарного государства было невозможно открыто и свободно искать связи с православными епископами за пределами восточноевропейского блока.
Не могло идти речи также и о получении какой-либо легитимации от государственной власти. Независимая и принципиальная позиция, стремление сохранить духовную свободу Церкви от вмешательства органов государственной власти - все это находится в противоречии с главным стремлением атеистического тоталитарного режима подчинить себе Церковь, обезкровить ее и обезличить духовно, чтобы иметь возможность использовать ее в целях своей политики.
оэтому богослужебная жизнь этой небольшой церковной общины впредь протекает в строгих катакомбных условиях. В середине 80-х годов ХХ в. руководство катакомбной общины с центром в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы установило отношения с Синодом Противостоящих Греческой Православной Церкви Истинно-Православных Христиан, который также не состоит в церковном общении с официальной церковью Греции.
Во время «транзитных» переездов через страну председатель упомянутого Синода митрополит Оропосский и Филийский Киприан совершает тайные рукоположения новых иеромонахов в Княжеском монастыре. В 1988 году во время поездки в Грецию, в монастыре Свв. Киприана и Иустины был рукоположен в иерейский сан Росен Сиромахов, принявший впоследствии монашеский постриг с именем Фотий. До падения коммунистической диктатуры и недолгое время после этого он тайно служит в Княжеском монастыре, работая преподавателем в Софийском университете.
* * *
После начала перемен в 1990-х годах катакомбная православная общественность надеется, что в новых условиях, когда угрозы репрессий больше не существует, высшее духовенство Болгарского Патриархата найдет в себе силы категорически отграничиться от деструктивных факторов, вызывающих упадок, обмирщвление, секуляризацию православной веры и духовности, будут стремиться к их возрождению и к возвращению традиционных православных ценностей, примут меры к соборному осуждению экуменизма как экклезиологической ереси, а также к восстановлению Церковного календаря в богослужебной жизни Церкви.
По прошествии более трех лет без каких-либо существенных конструктивных изменений в жизни официальной Болгарской Церкви, для общины клириков, монашествующих и мирян, сплоченных вокруг Княжеской обители становится ясно, что надеяться в этом отношении на официальный епископат нереально.
Именно поэтому они обращаются к Синоду Противостоящих Греческой Православной Церкви истинно-православных христиан с просьбой о рукоположении епископа для их церковных и духовных нужд.
В качестве кандидата был предложен иеромонах Фотий (Сиромахов). Архиерейская хиротония состоялась в монастыре Свв. Киприана и Иустины (Фили, Греция) 17 января (н.ст.) 1993 года четырьмя епископами Синода Противостоящих с участием архиерея Румынской Православной Старостильной Церкви.
В 2014 году, благодаря безкорыстной помощи Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Агафангелом был сформирован Архиерейский Синод Болгарской Православной Старостильной Церкви с председателем Его Преосвященством Триадицким епископом Фотием и временными членами:
Их Преосвященствами архиепископом Кишиневским и Молдавским Георгием, епископом Воронежским и Южнорусским Кириллом и епископом Ишимским и Сибирским Никоном.
Решением Архиерейского Синода от 3 марта (19 февраля ст.ст.) предстоятель Болгарской Православной Старостильной церкви Его Преосвященство Триадицкий епископ Фотий возведен в сан митрополита. 25 (12 мая ст.ст.) 2019 года Архиерейский Синод Болгарской Православной Старостильной Церкви избрал Его Всепреподобие иеромонаха Виктора (Тодорова) викарным епископом Триадицкого митрополита.
В этот же день иеромонах Виктор был наречен епископом Никопольским. Он был рукоположен 26 (13 мая ст.ст.) 2019 года десятью архиереями братских церквей во главе с предстоятелями Болгарской Православной Старостильной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей Их Высокопреосвященствами Митрополитами Фотием и Агафангелом.
Возглавляемая митрополитом Фотием церковная община с 1993 года является самоуправляемой, о чем прямо указано в документе, изданном Синодом Противостоящих. В нем, в частности, говорится: "…Наш Священный Синод Противостоящих считает болгарскую церковь, сохраняющую святоотеческие традиции, Церковью-сестрой, с которой мы общаемся в вере и таинствах без какого-либо административного подчинения и зависимости, подобно тому, как мы общаемся с Румынской Православной Старостильной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей".
Предстоятелем Болгарской Православной Старостильной Церкви и председателем ее Архиерейского Синода является Его Высокопреосвященство Триадицкий митрополит Фотий. Членове на Синода: Его Преосвященство епископ Созопольский Серафим и Его Преосвященство архиепископ Кишиневский и Молдавский Георгий (временный член).
Предстоятель и Архиерейский Синод поддерживаются Церковным Советом. Членами Церковного Совета, помимо Предстоятеля, являются также Их Благоговейнства иерей Константин Дженков, иерей Иван Мостовенков, чтец Стефан Трифонов и господин Иван Геров.
Понастоящем БПСЦ има 20 свещенослужители; от тях 3 са от монашеското духовенство (2 йеромонаси и йеродякон) и 17 – от бялото духовенство (14 свещеници и 3 дякони). В настоящее время в БПСЦ состоят двадцать священнослужителя; из них трое из монашеского духовенства (два иеромонаха и иеродиакон) и семнадцать - из белого духовенства (четырнадцать священников и три диакона). Административный центр БПСЦ расположен в кафедральном храме Успения Пресвятой Богородицы в г. Софии. Официальным органом БПСЦ является журнал "Православно слово" (издавался с 1993 по 2016 год). Официальный сайт в Интернете: https://www.bulgarian-orthodox-church.org. Официальный канал на YouTube: Болгарская Православная Старостильная Церковь
В первые годы после 1993 г. паства БПСЦ быстро увеличивалась, а в дальнейшем – хоть и не так интенсивно, но неуклонно. Она организована в энориях и общинах. В юрисдикции БПСЦ числятся один кафедральный храм и 17 приходских церквей. Все они были построены после 1993 года.
В ряде других населенных пунктов страны существуют группы верующих, принадлежащих к БПСЦ, которые еще пока не имеют своих храмов и приезжают на богослужения в другие города. Там они духовно окормляются священниками БПСЦ.
В юрисдикцию БПСЦ входят: монашеское братство при архиерейском доме и девический монастырь.
ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ, С КОТОРЫМИ БПСЦ НАХОДИТСЯ В КАНОНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
Болгарская Православная Старостильная Церковь находится в полном церковном общении с Церковью Истинно-православных христиан в Греции, Румынской Православной Старостильной Церковью и с той частью Русской Православной Церкви Заграницей, которая не принимает унию с Московской Патриархией с 2007 года.