Произнесено в Сливенской церкви Св. мч. Димитрия Сливенского, 23/10 октября 2022 года.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие о Господе братья и сестры!
Сегодня во время чтения житий святых мучеников Зографских мы слышали рассказ о многострадальном подвиге, совершенном ими в защиту правды Христовой. Мы слышали, как настоятель Зографского монастыря Фома вместе с еще 25 другими монахами и мирянами открыто встретил насильников латинян, богословски обосновал свой отказ принять латинскую веру и вступить в церковное общение с униатами, изобличил их еретические заблуждения и отклонения от учения и правил Христовой Церкви и вместе с прочими своими сподвижниками принял мученическую смерть, предпочитая сохранить верность святому Православию.
Известно, что представители папы пришлши в Византию как новые хозяева. Император Михаил VIII Палеолог и Патриарх Константинопольский Иоанн Век согласились на все условия римских пап, главным из которых было принятие латинского вероучения и церковное подчинение Константинопольского Патриархата Римскому престолу. Империя находилась в смущении и замешательстве. Конечно, у унии было много противников в Византии, но их голос все еще был слаб и подавлялся государственной и церковной властью.
Что же происходит на Святой Горе Афон? Монашество и церковный люд - традиционные хранители Православия. Вместе с игуменом и монахами Зографского монастыря отказываются подчиняться латинским домогательствам и другие монастыри и кельи. Но на Афоне есть монастыри, которые предпочитают проявить лояльность к императору, помазаннику Божию, проявить послушание патриарху и церковной власти и преклонить головы перед Римом и в силу этого принять церковное учение латинской церкви, изменить догматическому, каноническому и богослужебному преданию Православной Церкви и войти в церковное общение с латинянами.
Вероятно, конформисты этих монастырей упрекали монахов, предпочитавших остаться верными православию, в том, что они горды, что не проявляют смирения, послушания, любви, широты взглядов, что они непослушны, фанатичны, неразвиты, упрямы, слишком самонадеянны из-за собственной своей ограниченности, что они не проявили мудрости, чтобы склонить своих противников на свою сторону тактичностью и любовью, что, выступая против Богом установленной власти и Божьего помазанника, они противятся Божьему промыслу, что они безрассудно рискуют быть истязаемыми и убитыми, и тем самым обрекают монашество в своих монастырях на физическое уничтожение. И наоборот - вероятно, им внушали, что если они сохранят свою жизнь, то принесут пользу Церкви, что своим неподчинением патриарху и церковной власти они оказываются вне Церкви, становятся раскольниками и навлекают на себя вечное осуждение, что настоящий подвиг совершают те, кто умеет мудро идти на компромисы, поскольку, несмотря на презрение непокорных, они спасают Церковь и государство от физического уничтожения...
Возможно, вы слышали подобные обвинения и оправдания и в наше время, мы будем слышать их и в будущем. Увы, лукавство падшего человека было неизменным во все времена человеческой истории. В двадцатом веке, во время одного из самых острых противостояний между верными Христу и Его противниками, людей с подобным изворотливым приспособленческим направлением ума назвали сергианами, по имени небезызвестного московского митрополита Сергия (Страгородского), а весь набор их хитрых доводов, сложившийся как псевдоцерковное учение - сергианством.
Почему эти хитрые доводы находят приверженцев, которые попирают свою совесть и предпочитают быть обманутыми и введенными в заблуждение? Потому, что как у рыбака на крючке есть пища, так и в этих хитрых рассуждениях есть хоть и искаженная, но все же истина. Да, верно, что в каждом человеке, будь он нашим другом или врагом, иностранцем или даже иноверцем, мы должны видеть своего ближнего и относиться к нему с пониманием, жертвенностью, тактичностью, любовью, ибо таков дух Нового Завета, потому что так заповедал нам Бог в святом Евангелии. Мы проявляем любовь к каждому из наших ближних во имя Бога. Но если открытость, общительность, любовь двусмысленно ставят нас в положение, когда мы малодушно компрометируем нашу верность Христу, нашу верность Православию, нашу церковную позицию, то такая любовь не во имя Божие, она противна Богу и мы должны заменить ее отношением, которое сохраняет наше целомудрие в вере. Мы не называем фанатизмом, но прославляем как подвиг поступок ветхозаветного Иосифа, соблазняемого женой Потифара.
Безспорно, мы призваны подчиняться государственной власти, законам, когда они не принуждают нас делать вещи, несовместимые с верой Христовой. Но если правители имеют целью отдалить нас от Бога, от святого православия, если они принуждают нас попирать нашу совесть, то тогда, по примеру святых мучеников, мы должны пренебречь приказами светской власти и, по словам апостола, "повиноваться более Богу, нежели человекам" (Деян. 5:29).
Но надо признать, что иногда мы даем повод, чтобы нас обвиняли в гордости, ограниченности, самоуверенности, фанатизме.
Нашим лучшим ответом будет быть честными и, когда упреки оправданы, каяться, а не защищать наш мнимый авторитет. Если же на нас клевещут, смиримся и не будем осуждать злословящих. Мы хотим быть верными истине, но держим ее нечистыми руками, по словам приснопамятной игумении Серафимы (Ливен). Будем стремиться быть верными истине, раскаиваясь в своей неверности и борясь со своей нечистотой. И не будем забывать, что верность святому Православию не есть следование идеологическим установкам и законническому соблюдению ряда религиозных норм, а опять-таки, по словам приснопамятной игумении Серафимы, выражается в правильной вере и жизни по этой вере.
Да укрепят нас своим предстательством святые двадцать шесть зографских мучеников, чтобы по силе нашей мы следовали их примеру верности Христу, святому Православию, Христовой Церкви в надежде, что и мы получим место в Небесных Обителях, где будем славить Пресвятую, православно почитаемую Единосущную Троицу, Отца, Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!
† Епископ Серафим Созопольский