Слово в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя

Произнесено в кафедральном храме Успения Пресвятой Богородицы 11 сентября/29 августа 2022 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры!

В одной из стихир сегодняшнего праздника читаем: "Предтече Спасов, аще и убийством разреши Ирод тя, истины проповедника, но уст твоих светолучная свеща и сущым во аде веры сияние призывающи светяше. Тем же моли помиловатися душам нашим".

Сегодня мы вспоминаем мученическую кончину св. Иоанна, Предтечи, т.е. того, кто предвосхищает пришествие Христа Спасителя, призывая людей принести покаяние, отказаться от злых своих дел и таким образом подготовиться к встрече обещанного Мессии, приготовиться к пришествию Царствия Небесного. Иоанн Предтеча был свидетелем Истины, которая есть Сам Христос, он был свидетелем истины, которая содержится в законе Божием, истины, которую ни люди, ни демоны не могут заглушить, потому что она содержится в словах Самого Бога, потому что воплощенная Истина есть Сам Богочеловек Христос. Истина невыносима для злой человеческой воли, истина невыносима для отца лжи и слуг его. Она сжигает их, она пронзает их в самое сердце, она испепеляет их злобу, которая происходит от лжи.

Святой Иоанн Предтеча был убит по приказу малодушного, жестокого, трусливого, упоенного вином царя, прелюбодея Ирода, который обещал непозволительное безстыдной девице, наученной злой матерью своей Иродиадой, перед молчаливым взором галилейских князей.

Мы упоминали о безсилии злобы и лжи. Но наш жизненный опыт говорит о другом. Ложь, полуправда, черствость, насилие, безпринципность правят миром, они его неписаный закон, и те, кто их использует, преуспевают в этом мире. Они становятся хозяевами, они получают власть навязывать свою ложь, быть безнаказанными в своем лукавстве, одолевать своей наглостью, подчинять путем насилия.

Мы также упоминали и о силе истины. Почему правда не может восторжествовать в мире? Судьба истины в мире подобна судьбе св. Иоанна Предтечи. Пока в мире господствует вся совокупность склонностей и проявлений человеческой греховности, пока мир живет в гордыне, сребролюбии и похоти, он не примирится с истиной, будет бороться с нею, как со смертным врагом, и он будет побеждать до тех пор, пока попустит Бог.

Что делать нам, христианам, ученикам Истины, живущим в мире, где правит ложь, где понятие об истине так неопределенно и относительно? Мы призваны быть верными Богу, следовательно, мы призваны быть верными истине во всех отношениях. Мы призваны, чтобы наша верность истине была нашей проповедью о Боге перед теми, кто спрашивает: "Что есть истина?" (Иоанна 18:38).

Давайте посмотрим на себя. Легко ли мы изменяем истине, пренебрегаем ли мы истиной, чтобы угодить людям, защитить себя, не упустить выгодное приобретение? Оправдываем ли мы себя? Безсмысленный вопрос. Мы все себя оправдываем, постоянно оправдываем, иногда даже на исповеди, иногда даже не давая себе в этом отчета. Прикрываем свои ошибки и неправды, чтобы сохранить наше доброе имя. Осуждаем и обвиняем наших ближних, не будучи правыми. Мы нападаем, чтобы защитить свою неправоту. Что мы защищаем? Защищаем свое прелюбимое "я", подсознательно встаем на его сторону и противостоим Богу, который иногда открывает правду о нас и наших делах через других людей.

Если мы лукавим в малом, то можем оказаться податливыми к лукавству и в вопросах веры, церковности и благочестия. Наше собственное лукавство и равнодушие к Богу делают нас равнодушными и к Его истине. Наше малодушие делает непонятной для нас ревность святых отцов в вопросах веры, в вопросах духовной жизни, канонического предания. Это не идеологические, психологические или административные вопросы. Догматы говорят о святой истине Бога и о неразрывно связанной с ней правильной духовной жизни, каноны говорят о практическом применении этих истин в жизни Церкви. Если мы безразличны ко всему этому, то мы безразличны и к нашему спасению. Если мы рассматриваем вышеуказанные вопросы как нечто условное, то это означает, что категория "истина" с точки зрения веры и жизни по ней является для нас отвлеченной, относительной, подчиненной превратностям мира.

Хорошо, мог бы сказать кто-нибудь. У меня нет такой глубокой духовной жизни. У меня нет чувства церковной правды, у меня нет ревности об истине. Мне достаточно того, что я верю в Бога, что я соблюдаю, насколько могу, Его заповеди - любить Бога, любить своего ближнего. Вот, я посещаю богослужения и, по силам своим, бьюсь, чтобы справиться со своей жизнью в этом мире. Неужели я не должен любить того, кто не состоит с нами в церковном общении? Любовь и уважение для меня более понятны, чем церковные правила.

Да, мы призваны любить своих ближних, мы можем уважать право каждого человека сделать собственный выбор, даже если он принципиально отличается от нашего, но это не значит, что мы должны одобрять выбор каждого человека ради любви к нему. Ирод любил Иродиаду и ее дочь, уважал свое начальство. Неужели это плохо? Само по себе нет. Но ради этой естественной человеческой доброты он пожертвовал правдой Божией и приказал убить святого Иоанна Предтечу. Пагубно из-за ложно понятой верности Богу быть безжалостным к людям, но также пагубно из-за ложно истолкованной любви к людям предать Бога.

Любовь к истине, ощущение ее есть добродетель, подобная любви к целомудрию, подобная любви к смирению. Не все пребывают в этих добродетелях, но те, кто был удостоен при жизни ощутить аромат их благоухания, проникаются любовью к ним, и, хотя в большинстве случаев эти добродетели будут далеки и недостижимы, эта любовь учит нас стремиться к ним. Святые, преуспевшие в целомудрии и смирении, завещали нам, как их стяжать и сохранить. Так же и наши святые отцы и матери, подвизавшиеся за церковную истину, научили этой истине нас и завещали нам, как хранить ее и следовать ей.

Но что нам сказать о печальных примерах, когда под лозунгом верности голосу Церкви вспыхивают гнев, осуждение, ревность не по разуму, питаемая сектантским горделивым духом. К сожалению, таких случаев немало. К сожалению, у таких людей, часто неуравновешенных, есть духовные недуги, есть расхождения с истиной, якобы ради ее самой. Как мы можем защитить себя от этой опасности? Когда мы стремимся быть критичными к себе, быть трезвыми и последовательными в своей личной духовной жизни, когда мы изучаем и усваиваем дух и разум святых отцов в духе смирения, доверия и открытости ума и сердца.

Да не угасает в нас желание учиться всем святым евангельским добродетелям. Пусть целомудрие души и тела отсекает человекоугодие и научает нас целомудрию в вере. Пусть наше стремление к приобретению смирения отсекает гневливость, вражду и осуждение. Пусть послушание голосу Церкви научит нас благоразумию в следовании царским путем. Да будет для нас верность истине св. Иоанна Предтечи примером, освещающим тайники нашей души и побуждающей нас очищать их с Божией помощью от духа неискренности, неверности, лукавства и всякой лжи, для нашего спасения и во славу Триединого Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа, Которому подобает честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь!

† Епископ Серафим Созопольский