Произнесено в одноименном храме в г. Плевне 2 августа/20 июля 2022 года.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие о Господе братья и сестры!
Сегодня мы прославляли замечательного ветхозаветного пророка Божия Илию. Воспевали его за дивные чудеса, которые он совершил. Почтили его дерзновенную ревность о Господе. Вспомнили его верность закону Божьему, который есть непреходящая истина и правда. Преклонились и перед необычайным взятием его на огненной колеснице от земли на Небо.
Святой пророк Илия – один из самых почитаемых святых среди православных христиан. Любим его и мы, и для нас характер его служения, его ревность и любовь к Богу очень поучительны. Они поучительны потому, что мы сами слабы в любви и ревности по Богу. Часто, чтобы не сказать почти всегда, мы теплохладны, делаем то, что необходимо для поддержания нашей духовной жизни вяло, сухо, безплодно, по привычке, по инерции, и мы так привыкли к едва мерцающему огоньку нашей духовной жизни, что это даже кажется естественным для нас. Мы исповедуем свою немощь, но примиряемся с нашим обычным состоянием и продолжаем жить лениво, малодушно, апатично в духовном отношении. В таком состоянии мы легко тянемся к заменителям духовной жизни: ведущими для нас становятся различные мирские интересы, мы погружаемся в рутину злободневных проблем, волнуемся, тревожимся, переживаем. Так день за днем наша жизнь мерно проходит через разложившийся состав нашей души: затоптанный, заброшенный, заросший тернием и, наконец, безплодный.
Церковная жизнь устроена таким образом, что всем нам дает возможность освежить свою духовную жизнь, духовно ободриться и таким образом прервать это безрадостное состояние, в которое мы часто впадаем. Речь идет о воскресных днях, о больших праздниках, о тех случаях, когда, например, в этот храм приходит отец Иоанн и вы можете исповедоваться и причаститься на Святой Литургии. Таким хорошим поводом является и сегодняшний храмовый праздник, на котором мы особенно почитаем святого пророка Илию.
Мы почитаем его, нас впечатляет его усердие, но, может быть, временами у нас остается ощущение, что его пример нам в какой-то мере чужд. Да, у него была пламенная любовь к Богу, а у нас нет. Он мог ревностно служить Богу, а мы не можем. Мы говорим себе: что ж, мы слабы и, для нас естественно быть более устраненными, более скромными, более смиренными. Но не оправдываем ли мы этими словами свое равнодушие к духовному подвигу, свое равнодушие друг к другу и к церковной жизни? Смирение - это не безличная инертность. Смирение - это активная борьба с гордыней, внутреннее святое послушание Божьему закону, труд по взращиванию в своем сердце духовной жизни, усилие, направленное на служение ближнему, старание служить Церкви. А лень и равнодушие в духовной и церковной жизни есть признак нежелания исполнять Божьи заповеди, который коренится в дерзости и гордыне. Чем более мы горды, тем более незаинтересованными становимся к сущности христианской жизни. А из смирения рождается стремление к духовной жизни, ревность к служению Богу.
В одном из тропарей канона святому Илии сказано, что, чем более его душа украшалась смирением, тем более в ней разгорался огонь ревности, сжегший дотла ложную веру вместе с ее жрецами. Как нам это понять, что смирение породило ревность, которая привела к физической расправе с идолопоклонниками? Может ли это быть примером для нас, христиан? В крайней ветхозаветной непримиримости к язычникам, совращающим еврейский народ в идолослужение и отступление от закона Божия, и даже в приказе их убивать, мы, христиане, видим пример обращения с теми же демонами и страстями внутри нас, которые влекут нас к греху и вечной погибели. В ветхозаветные времена у евреев не было полноты Божией благодати, у них не было понимания духовной брани, которое есть у нас, христиан, и они были очень восприимчивы к дурному примеру язычников. С другой стороны, если мы будем тверды в своей непримиримости к демонам и страстям внутри нас, то милосердие к грешникам и иноверцам не растворит в нас целомудренное пребывание в правильной вере, но принесет пользу - как нашим душам, так и их душам, - если они увидят в нас учеников Христа, тогда и их сердца откроются для Христовой веры.
Мы знаем, какой должна быть наша жизнь, но, увы, падения и непостоянство — наши постоянные спутники. Но не будем опускать руки и сдаваться. В патерике мы читаем об авве Сисое. К нему пришел брат и сказал:
- Отец, я пал.
- Встань!
- Я встал и снова пал.
- Вставай снова.
- И до каких пор так?
- Пока не придет смерть!
Итак, когда падаем, мы должны снова немедленно вставать. Что означает вставать? Когда мы впадаем в искушение и поддаемся данной страсти, то при первом же обличительном горении совести мы должны немедленно воспротивиться этой страсти, постараться принести покаяние, помолиться Богу и с Его помощью решиться при следующем искушении не поддаваться ей, и, наконец, постараться сотворить какое-нибудь доброе дело, противоположное этой страсти. Это простое, но результативное правило духовной брани. Если мы снова с Божией помощью устоим один раз, потом второй, то наша восприимчивость к этой страсти уменьшится и сопротивляться ей будет легче. В какой-то момент она станет для нас неприемлемой, противной, и мы будем ревностно отталкивать ее. Ну, а если получится так, что у нас будет ревность отталкивать данную страсть, тогда в нашей малейшей и ничтожной мере мы уподобимся любимому святому пророку Илии. Путь у каждого человека, обретшего спасение, у каждого святого, даже у святого пророка Илии в его гораздо более широкой, чем наша, мере, был шаг за шагом, битва за битвой с Божией помощью возрастанием в своей решимости быть верным Богу. Бог повелевает нам: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Если Бог повелевает нам, то Он и поддерживает нас в нашем стремлении исполнить Его повеление. Каждый из нас испытывал это в своей духовной жизни. Бог укрепляет нас, и за нас молятся Пресвятая Дева Богородица, все святые и возлюбленный наш, пламенный в смирении, любви и ревности в служении Богу, славный пророк Илия, которого попросим заступиться и за нас, немощных, пред престолом Божиим. Аминь!
† Епископ Серафим Созопольский