СЛОВО В ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

Возлюбленные в Богомладенце Христе братья и сестры!

В дни испытаний мы встречаем светлый праздник - Вход Христа Спасителя в Иерусалим среди радостных приветствий мужчин, женщин и детей. Если нам удастся на время отойти от привычного поверхностного восприятия праздника и уловить отблески самой сути его, тогда прояснится взор нашей веры. И станет видно, каким образом мы воспринимаем не только все, что связано с продолжающейся пандемией, но и самих себя и своих ближних.

В своем слове о сегодняшнем празднике Константинопольский Патриарх Святитель Фотий призывает нас "принести Господу ветви сострадания и человеколюбия".

Что же это? Риторический религиозно-нравственный призыв? Нет. Святитель призывает нас к некоему акту, ценность которого коренится глубоко в жизни христианина. Речь идет не об этических категориях и нравственных качествах в общечеловеческом смысле, а о сущностных свойствах истинно, живо верующих во Христа людей, о святоевангельских добродетелях, которые благодать Божия выковывает в огне духовной борьбы за верность Тому, в Кого мы веруем.

Если мы будем честны по отношению к себе, то не обойдем стороной так просто слова одного мыслителя: "Наш ближний кажется таким далеким от нас, что иногда нам нужна целая жизнь, чтобы добраться до него. Выйти из себя самого и отправиться к ближнему, которого видишь каждый день, — это огромное путешествие". Добавим: без этого "огромного путешествия" невозможно принести Господу ветви сострадания и человеколюбия. Ведь без этого путешествия мы едва ли можем быть христианами. Отказаться от этого пути — значит отказаться выйти из своего "я", а отказаться выйти из своего "я" — значит отказаться от призыва Христа отречься от себя, взять свой крест и следовать за Ним, за Самим Христом (ср. Мк. 8:34).

Испытание, которое сейчас постигло мир, могло бы ускорить наш путь к ближнему, оно дает нам поводы принести Христу Богу ростки сострадания и человеколюбия. Да, как человек немощный, я боюсь заразной болезни, но боюсь ли я не заразить невольно своего ближнего? Этот второй страх является лекарством от первого. Как я могу помочь ближнему? Трепещет ли этот вопрос в нашей совести и в наших сердцах? Но ведь мы с вами просим в молитве во время повсеместного распространения смертоносной инфекции: "Укрепи нас, да послужим всем болящим, страждущим, бедным, одиноким, изнемогающим, на которых указал нам Твой благой промысел, Господи". Искренни, живы ли эти молитвенные слова в нашем уме и сердце? Если они осмысленны, если они согреты духом и истиной, то мы не побоимся выйти из своего "я" и начать путешествие к ближнему с веточками сострадания и человеколюбия в руках, чтобы принести их единственному истинному Человеколюбцу. И прославим Его вместе со святым Иоанном Златоустом:

От нас зависит, какой голос мы послушаем. От нас зависит - позволим ли мы Богочеловеку обогатить нас Своей „неизреченной нищетой“.

"Благословен Грядый во имя Господне, добрый и благий Пастырь, добровольно полагающий за овцы душу Свою.

Благословен Грядый во имя Господне, Царь, низвергающий угнетателя не всемогущей Своей силой и премудростью, но безумием Креста.

Благословен Грядый во имя Господне, Истинный против лжеца, Спаситель против губителя, Примиритель против виновника вражды, Человеколюбец против человеконенавистника.

Благословен Грядый во имя Господне, Господь, чтобы спасти заблудшего человека..., чтобы внести спасительное богопознание, чтобы просветить мир".

Ему вместе с Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом подобает слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь!


† Триадицки митрополит Фотий, Предстоятель Болгарской Православной Старостильной Церкви