Епископ Триадицкий Фотий

Быть православным сегодня

Проповедь в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля 2004 г.). Заглавие дано редакцией

Ничто из сотворенного, возлюбленные, не может увидеть или услышать своего Творца. Сотворенное видит и слышит лишь сотворенное. Единственно по благодати Творца разумная тварь может увидеть и услышать Его — своего Творца.
        Сегодня мы прославляем два драгоценных сосуда благодати Божией — святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые словом, Духом и истиной пробуждали и пробуждают взор и слух веры у неисчислимого множества людей, чтобы они могли увидеть и услышать своего Творца и Спасителя, чтобы они освятились и просветились вечной Божией истиной. Но вот уже два тысячелетия после громогласного начала апостольской проповеди именно мы, православные христиане, наследники апостольского свидетельства, остаемся с окаменелыми сердцами. Туго слышим ушами, закрываем глаза, сердце наше не разумеет. Если апостольское слово не даст в нас плод Духа, истины и жизни, мы православными не будем, хотя и формально наша вера — православная. Мы с вами живем в такие времена, когда жизнь, само ощущение жизни у людей превратилось в стремление материально уцелеть, в стремление накопить материальные блага, получить как можно больше удовольствий — в сей же день и час. Мы живем в водовороте такой «культуры», если ее вообще можно так назвать, — словесной, письменной и видеокультуры, что, если какой-нибудь мыслящий человек ХІХ века вдруг оказался бы в этом водовороте и увидел бы наши телепередачи, нашу рекламу, все то, что принято называть «массовой культурой», он остался бы в непоколебимой убежденности, что попал в среду сумасшедших людей, потерявших чувство реальности.
        Сегодня, возлюбленные, быть православным не означает знать основы Православной веры, иметь сложившиеся религиозные привычки, ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, в большинстве случаев — инертно. Быть православным не означает исполнять предписания религиозного долга. Нам нужно понять одно: если Православие не войдет в глубину нашего сердца, если мы не поймем, что Православие — это требование к каждому измерению нашей жизни, если мы не поймем, что нам следует быть православными христианами в любое время и в любой житейской ситуации, то тогда наше Православие не будет живым, а формальным, застывающим, умирающим. И мы не устоим перед стихиями мира сего. Одним словом, у нас православного мировоззрения не будет. Мы будем лишь метаться то в одну, то в другую сторону, ища способа уцелеть, под предлогом реализма и житейского благоразумия, но при ложном осмыслении этих понятий в самом их основании, — мы будем стараться быть как прочие. Мы будем потреблять грязную продукцию субкультуры лишь с некоторыми ограничениями: «Этот фильм я посмотрю, а тот — не буду!» У нас тогда будет законническое, жалкое в своей основе отношение к тому, что нас окружает. Мы будем пытаться быть формально, законнически верными Господу и поэтому будем мучиться и страдать. «Смотреть ли телевидение или не смотреть? Запрещено ли это, почему же запрещается?» Если мы когда-нибудь окажемся в этом русле, выхода нет — мы обречены. Потому что в глубине, в сердце у нас нет чутья православного христианина, мы не можем по существу оценить сущность (вес) этих вещей, а поступаем как-то сдельно, и так по отношению ко всему: и к видеокультуре, и к моде, и к манере одеваться, и т. д., и т. д…
        Среднего пути для нас нет. Либо слово апостольской проповеди приносит плод в наших душах, либо сорняки, посеянные туда этим миром, заглушают семена сего слова и мы, я хочу подчеркнуть опять, становимся как-то формально, оберточно, и, в конце концов, жалко православными, а не православными по духу и жизни, по сердцу. Мы должны иметь ясное и осмысленное отношение ко всему окружающему. Нам естественно следует беречься от мира, ибо он умерщвляет душу. Но нам не надо довольствоваться только внешней церковностью, только своим участием во внешней жизни Церкви.
        Среди нас, православных христиан, очень часто встречается особая суровость, наклонность к беспрестанному критикованию и оговариванию, ко взаимному указыванию на недостатки, независимо на каком основании — «духовно-нравственном» или вероучительном: «Тот — фанатик, этот — еретик, этот ничего не понимает, а вон тот — шпион» и пр. и пр. Такие определения раздаются очень быстро и очень легко. Потому что именно через них человек мыслит себя как правильно стоящий во внешнем, во внешней церковной жизни. Заблуждение и притом довольно тяжелое! Если мы носим в себе семена апостольского слова, нам бы следовало быть любящими и открытыми, доверчивыми, но без глупой наивности. Вот это и есть признак сущностного православного отношения к вещам. Мы должны стремиться созидать не только материальные храмы, но те храмы, которые не сможет разрушить никакая человеческая рука. Мы должны созидать свой внутренний, нерукотворенный храм. А это невозможно, если мы сами не сойдем в глубину сердца своего, если не оторвемся от умонастроения, от образа мышления нынешнего «Я»-поколения, как его называет приснопамятный о. Серафим (Роуз). «Я»-поколение, как вам известно, это типичная характеристика более молодых поколений, которые окапываются болезненно в своей самости и мучаются от своего собственного эгоцентризма. Человек устремляет свой взор к самому себе, начинает угрожающим образом терять понятие жертвы во имя другого, начинает угрожающим образом терять чуткость к нужде другого, к страданию другого, к другому вообще. Человек страдает и даже болезненно и глубоко, ибо не получает того, что он считает вправе получить, но человек не страдает от того, что не помогает ближним, что его сердце теряет способность почувствовать, понять другого. Да мы не можем увидеть своего ближнего, не можем услышать своего ближнего! Как тогда сможем мы увидеть и услышать своего Творца и своего Спасителя?!
        Единственный возможный путь — это путь наверх. Нужно оторваться от всех этих зависимостей, мирских ли, формально религиозных ли, с тем, чтобы наш путь шел внутрь, в глубину сердца, и наверх, вслед за нашим Спасителем. Если мы приобретем это умонастроение, если поймем это, если раскроем свои сердца для вечно живого слова апостольской проповеди, то среди распада и разрухи этого мира у нас будет непостыдная надежда и мы очами веры будем зреть своего Спасителя, будем слышать своего Избавителя и по Его благодати, по Его милости мы сможем стать светом и для других душ, которые посреди густеющей тьмы мира сего ищут Его — Источника жизни и Солнца правды, нашего Творца и нашего Спасителя Христа Господа, Которому чрез святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла буди слава, благодарение, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


На главную | Содержание

© 2001—2005. Православна беседа, русская версия. Перепечатка материалов разрешена при условии указания ссылки на автора, название и адрес сайта pravoslavie.domainbg.com/rus. Если Вы хотите получать известия о новых поступлениях на нашем сайте, напишите нам по адресу pravb(@)bulpost(.)net (вводя адрес удалите скобки), а в поле subject напишите subscribe-rus. Свои отзывы можете оставить здесь.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ — www.logoSlovo.RU