Документ обновлен:
2006-02-06 14:32

Епископ Триадицкий Фотий

От болгарского Великого Пятка — к болгарскому Воскресению


Слово Преосвященного Фотия, Епископа Триадицкого в Неделю Всех Болгарских Святых, 13 июня (31 мая по ст. ст.) 2004 г. Заглавие дано редакцией.

Сегодня, возлюбленные, как будто все и вся спешат. Спешит время, за ним спешат и люди. Напряженно, с лихорадочным нетерпением, задыхаясь. Спешат, чтобы приобрести то, что они ищут. Спешат человеки, и будто время заставляет их спешить все больше и больше. Времени нет. Бегут люди от заботы к заботе, от одной цели к другой. Но вот пред ними встает смерть, и они видят, что все осталось в прошлом. Видят, что сами они принадлежат всецело и только прошлому. Позабыты успехи, сгнили скопленные земные плоды. Перед людьми же вдруг отверзает пасть страшная безызвестность.

Спешат современные люди, спешат наши соотечественники. Сколько из них знает и чувствует, что сегодня — болгарская Пасха, болгарское Воскресение в самом глубинном духовном смысле этого понятия?

Сегодня день для прославления наших родных небожителей, наших отцов и матерей по народности и вере, которые засвидетельствовали и свидетельствуют, что мы ведем свой род от Бога, что человек является настоящим человеком лишь тогда, когда живет с Богом, лишь тогда, когда знает и чувствует, что «наше жительство — на небесах» (Фил. 3, 20), по словам Апостола; когда знает и чувствует, что наша цель — стяжать небеса, питаясь небесным Хлебом, сошедшим на землю, для того, чтобы насыщать нас Божией правдою, Божией истиною, Божией любовью.

Спешит, однако, современный человек, спешат наши соотечественники. Бросились они сеять тление, чтобы пожать, в конечном итоге, смерть. Оглянитесь вокруг, посмотрите на наш столичный город — грохочет, гудит, кишит людьми, спешит. Напряжение, суета, растленное бесстыдство, надругательство над человеком, над человеческим телом. Ни времени, ни места нет для болгарской Пасхи. Посмотрите на другие города, поглядите на обезлюдевшие деревни. Почти на каждом шагу одно и то же. Всюду — болгарский Великий Пяток. Храмы одиноки и унылы. По чьей-то беспечности крест одного из куполов храма Святого Великомученика Николая Софийского, в самом сердце столицы, накренился, будто приклонившись угрюмо вниз,  к городу, утопающему в распаде, в разрухе, в разврате. Тягостное зрелище.

Есть ли надежда для нас в этот болгарский Великий Пяток? Есть ли надежда духовно воспрянуть, воскреснуть? Или эта картина будет делаться всё более и более безотрадной? Всего лишь в двухстах метрах от храма Святого Николая Софийского находится место, где великомученик пострадал за Христа. Заброшенная часовенка, запущенный двор. Уныло, угрюмо тебе становится, когда смотришь на все это. И все-таки, есть ли надежда?

Совсем недавно на улице ко мне подошел мужчина лет сорока, худой, с сигаретой во рту, с истерзанным лицом, и спросил меня: «Батюшка, а где вы служите?» Я ответил: «В Софии». Человек сказал: «Молитесь за мою супругу!» – и назвал ее имя. Наша встреча состоялась в непосредственной близости от одной из софийских больниц. Я предложил ему записать имена — ее, его, их детей. Он это сделал, подал мне записочку, больше не объясняя ничего, даже не упомянул, что за болезнь у его супруги. Но его последние слова были похожи на выплакивание, исходящее из глубины его сердца: «Умоляю Вас: молитесь за нее!» Эти слова меня потрясли настолько глубоко, что несколько мгновений я не мог прийти в себя. Они исходили поистине из последних глубин этой страждущей души. Вот где надежда болгарского Великого Пятка! Но нет делателей на жатву [Господню] (срв. Матф. 9, 37; Луки 10, 2). Некому достигать сих глубин человеческих душ — заплутавших, угнетаемых, страждущих и всё равно лихорадочно спешащих. Некому. Ибо каждый пустился в этот стремительный поток, в погоне за мимолетным, за скоропреходящим, за тем, что неизбежно когда-то должно выскользнуть из наших рук.

Не знаю, встречу ли я когда-нибудь еще этого человека. Но верю, что есть и другие, такие, как он. Не знаю, посещает ли он храм Божий, ничего я не знаю. Я знаю только лишь одно: в его сердце, несомненно, живет залог Воскресения, залог, который единственно может привести нас от болгарского Великого Пятка к болгарскому Воскресению.

Что еще нам сказать? Простите нас и помогите нам, родные наши небожители! Молите Христа о нас, омертвевших болгарах, о нас, духовных мертвецах во все еще живых телах. Молите Его, чтобы воскресил Он нас, дабы мы ожили в Нем и для Него, дабы ожили для небесной правды и для жизни вечной, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


На главную | Содержание


© 2001—2005. Православна беседа, русская версия. Перепечатка материалов разрешена при условии указания ссылки на автора, название и адрес сайта pravoslavie.domainbg.com/rus. Если Вы хотите получать известия о новых поступлениях на нашем сайте, напишите нам по адресу pravb(@)bulpost(.)net (вводя адрес удалите скобки), а в поле subject напишите SUBSCRIBE-RUS.