Updated:
08.12.2010 17:26
Что сие странное и величайшее чудо?
Како понесу Тя, носящаго глаголом всяческая?
Неизглаголанное Рождество, Сыне Мой Безначальне,
глаголаше Всечистая, Христа на дланех ужасно держащи.
(Минеи, 24 декабря ст. ст., канон утрени, песнь 7, тропарь 3)
Прочтëнный только что краткий церковно-песенный текст – это лишь отблеск несметного словесного сокровища Церкви в прославление Рождества Христова. Изреченные от имени Божией Матери, эти слова являются не просто поэтическим приëмом, риторической условностью, а духовной истиной, дивным вхождением в тайну Сына Божия и Сына Человеческого, в тайну Богоматеринства. Да, облаченными в слово богословскими созерцаниями, молитвенным трепетом, изумлением, благоговейным преклонением Церковь приобщает нас к великой тайне благочестия – явлению Бога во плоти (ср. 1 Тим. 3:16). Церковь радостно зовëт нас на богатую словесную трапезу, Церковь нас питает, возвышает, просвещает ум и сердце непостижимым духовным смыслом, благодатно красивыми духовными чувствами, из которых струится свет и радость этой великой тайны, которую мы празднично отмечаем сегодня. Давайте вольем в это словесное сияние и светоносные слова святого Григория Паламы: “Возседающий на Херувимах Бог, на земле как Младенец предлежит сегодня; Невидимый для шестикрылых Серафимов, — не только естество Его, но даже и сияние славы Его вполне не могущих созерцать, почему и покрывают они крыльями свои лица, — ныне представляется земному зрению и предлежит плотским очам, став Плоть; Определяющий всему границы и ничем Неограниченный, объемлется сделанными на скорую руку и малыми яслями; Содержащий все и горстью делающий это солидным, малыми пеленами пеленается и малыми повязками сдавливается; Обладающий богатством неизждиваемых сокровищ, добровольно подвергает Себя такой нищете, чтобы даже не иметь себе места в жилище…; и не только Своим рождением облекается в поверженное естество, Сущий одного естества с Высочайшим Отцем, и не только приемлет эту крайнюю нищету, родившись в убогой пещере, но сразу же, еще будучи во чреве Матери… сочисляется и записывается с рабами Сущий естеством Своим Владыка всего мира.”
Потрясающе велика, неизмеримо глубока, бесконечно свята тайна благочестия!
Но почему души многих, тех, кто вроде бы празднует Рождество Христово, остаются глухими и слепыми к этой, хранящейся в лоне Церкви, тайне? Потому что они обессилели от тучных вещественных трапез мира сего, потому что они отяжелели от наполненных земной перстью мыслей и чувств, потому, что они зачарованы мерцающими огнями другого праздника… Маленькие пещерки с яслями, разноцветные фигурки, наряженные елки, магазины, обилие яств, шум, суета – всë это, приправленное немножко церковным богослужением, – какая-то непонятная обрядность, традиционные для данного случая слова, в которых вечные истины часто звучат все более безжизненно и неубедительно, в отличие от лихорадочного ритма пульса времени; и потом…, потом снова стихия другого праздника... Найдется ли здесь место для Христа, найдется ли здесь место для Живого Бога, Сына Божия, Который стал Сыном Человеческим? Есть ли предел человеческому безумию, изгоняющему Христа из праздника Рождества Христова? Разве в наше время нет пламенных христоликих людей, которые словом, духом и жизнью благовестят тайну благочестия, разве не найдется верных Христовых последователей, которые могут радоваться празднику этой тайны?
Стихии мира сего безмилостно и агрессивно атакуют наши чувства и мысли назойливым шумным весельем, криками и огнями другого праздника, праздника без Христа. Но Христос незримо будет со Своими чадами до конца времен и на свете всегда будут Его верные чада до конца времен. Вот, здесь и там, незаметно для нас – двое, трое и с ними еще несколько – носят в своих душах отблеск нынешнего праздника, носят луч тайны благочестия, носят крупицы духовной манны с пира веры. В этих людях и через этих людей тихо и смиренно и в тоже время могуче и непобедимо будет сиять великая тайна благочестия, которая изливается из песенного богословия Церкви, струится из богопросвященной мысли святых отцов, громогласно гремит в словах богоречивого Богослова Григория: Ныне “Рожденный без матери раждается без отца. Бесплотный воплощается в вещество, и облекается Слово, Невидимый становится видимым, Неосязаемый – осязаемым, Безлетный получает начало, Сын Божий становится Сыном Человеческим”. Ему слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков! Аминь.
С Рождеством Христовым!
© 2008 - The (Old Calendar) Orthodox Church of Bulgaria
http://bulgarian-orthodox-church.org
Contacts: